ЛАБОРАТОРИЯ КАФЕДРЫ.

Научно-исследовательская и учебная лаборатория кафедры "Оборудование и технология ковки и штамповки". 1972 г.

Лаборатория предназначалась для учебных и научных целей. Она укомплектована в основном хорошим оборудованием и приборами. В ней несколько участков: слесарный участок (3 верстака); участок металлорежущих станков (два токарных, два сверлильных, плоскошлифовальный, поперечно-строгальный, универсально-фрезерный, заточной и разметочная плита); участки для проведения занятий со студентами; две испытательные машины; участок кривошипных прессов (от 6 до 160 тс); три гидропресса (до 2000 тс), кривошипный горячештамповочный пресс усилием 1000 тс; участок электропечей; стеллажи для штампов и метал­ ла. В помещении лаборатории два пролета, оснащенных кран-балками, подводка сжатого воздуха.

Таким образом, в лаборатории есть все условия для ведения учебной работы со студентами и для научной работы преподавателей и аспирантов. Создание этой первоклассной учебно-научной лаборатории кафедры является большим достижением Мещерина, как ученого-организатора. Несколько лет назад на кафедре пронесся слух о том, что в руководстве МГТУ есть намерение присвоить имя В.Т.Мещерина лаборатории кафедры, К сожалению, это был только слух!

Одновременно с деятельностью по организации в Станкине подготовки инженеров - специалистов по штамповке, Владимир Тимофеевич занимался организацией подготовки кандидатов технических наук.

Заседание Специализированного Ученого Совета по защите кандидатских диссертаций.1959 год.

Сначала не было специализированного Ученого Совета для защи­ ты диссертаций по специальности «Машины и технология обработки металлов давлением» и первые диссертации защищали в Общем Ученом Совете Станкина.

Мещерин В, Т. : в своем кабинете, беседует с аспирантом Г. Цеманном из ГДР.

Первую диссертацию защитил в ноябре 1946 года Е.А. Володин на тему «Электроискровой способ обработки рабочих деталей штампа». Специализированный Совет факультета с правом защиты кандидатских диссертаций был создан в Станкине в 1956 году. С этого года подготовка кандидатов наук по специальности «Машины и технология обработки металлов давлением» в Станкине стала регулярной.

А.Д Томленое, Б.П. Звороно, М.В. Сторожев

Комплектуя кафедру, Владимир Тимофеевич, прежде всего, заботился о том, чтобы в её составе были высококвалифицированные учё­
ные, способные обеспечить подготовку инженеров высокого уровня. Уже в первые годы в составе кафедры работали известные учёные - А.Д.Томлёное, Б.В.Розанов, Н.И.Корнеев, Б,П.Звороно, позднее М.В. Сторожев.
Хочу подробнее остановиться на появлении в составе кафедры Михаила Васильевича Сторожева. Это человек не простой судьбы. В те годы он имел звание доцента, но был крупным учёным, пожалуй, особого типа. Это заключалось в том, что, будучи крупным теоретиком, он в то же время был выдающимся специалистом по конструкциям и расчёту кузнечно-штамповочных машин и по процессам пластического деформирования металлов. Мне представляется, что в то время в Москве не было лектора, читающего курс «Теория обработки металлов давле­ нием» на таком уровне, как Михаил Васильевич. Но он на таком же уровне читал курс лекций по расчёту и конструкциям молотов и прессов.

В то время М.В.Сторожев работал в МВТУ имени Баумана доцентом на кафедре, которой заведовал А.И.Зимин. В пятидесятых годах его неожиданно уволили из МВТУ по каким-то не понятным политическим мотивам. Тогда беспартийный Владимир Тимофеевич не побоялся пригласить М.В. Сторожева занять должность доцента и добился зачисления его в штат кафедры. Так Михаил Васильевич стал читать в Станкине лекции по курсу «Теория обработки металлов давлением», Я был в то время в Станкине заочным аспирантом, и мне повезло - я прослушал полный курс этих лекций доцента Сторожева. На них ходили и аспиранты из МВТУ - А.Г.Овчинников (ныне профессор, д.т.н.) и Е.И.Семенов (ныне тоже профессор, д.т.н.).К сожалению, Станкину со Сторожевым не повезло. Не думайте только, что его тоже уволили по политическим мотивам. Никто его не увольнял, но то, что случилось было гораздо хуже. Расскажу об этом подробно.Помню, что в мае 1955 года я вышел из метро «Новослободская» и повстречался с Михаилом Васильевичем. Мы оба шли в Станкин, он читать лекцию, а я слушать её. По дороге у нас состоялся следующий разговор;

•  Почему Вы до сих пор не купите себе автомобиль ?

•  Не буду я покупать автомобиль. У меня есть «кобыла».

•  Какая «кобыла»?

•  Мотоцикл.

•  Очень жаль. Я знаю, что это очень опасная машина. Почти все
мотоциклисты рано или поздно попадают в аварию. Скорее продайте
мотоцикл и купите хотя бы «Москвич».

•  И не подумаю продавать. Я 25 лет пользуюсь мотоциклом. Не
было ни одной аварии. Осенью мне ГАИ будет вручать почетный диплом.

К сожалению, Михаил Васильевич не послушался моего совета и продолжал разъезжать на своей «кобыле». В сентябре я узнал, что он в больнице. У него ампутировали правую ногу выше колена и лечили серьезную травму левой руки. Он попал в аварию.

Я работал в то время главным конструктором протезного завода имени Семашко и, в меру своих возможностей, помог Михаилу Василье­ вичу в протезировании. Но, к сожалению, даже самый хороший протез не заменит полностью свою ногу.

Владимир Тимофеевич старался его подбодрить и поддержать. Как только Михаил Васильевич начал перемещаться на протезе Мещерин настоял на том, чтобы он возобновил чтение лекций. Сторожева привозили в Станкин, под руки поднимали в аудиторию, но читать ему было очень трудно. Он закончил работу в Станкине и занялся написанием учебника для вузов «Теория обработки металлов давлением». Небольшую часть написал в качестве соавтора Е.А. Попов. Учебник полу­чился очень хороший, выдержал три издания, получил Государственную премию и был опубликован за рубежом.

После издания этого учебника кто-то, даже, сказал такую злую шутку: «Чтобы обеспечить студентов новыми хорошими современными учебниками, взамен устаревших надо ампутировать ноги потенциальным авторам».

Учебная работа Владимира Тимофеевича заключалась в чтении лекций по профилирующему курсу «Листовая штамповка», руководстве курсовым, дипломным проектированием, приёме экзаменов. Лекциям он придавал первостепенное значение, считая их главным видом учебного процесса. Он систематически посещал лекции преподавателей и иногда проводил их обсуждение на заседании кафедры.

Свои лекции Владимир Тимофеевич всегда сопровождал показом интересных образцов. Информировал студентов о новейших достижениях в области листовой штамповки. Он не загружал лекции второстепенными вопросами.

На экзамене Владимир Тимофеевич разрешал пользоваться любой литературой и конспектами. В каждом билете была задача на выбор и обоснование технологического варианта штамповки, оборудования, основных технологических параметров. Использование шпаргалки было бесполезным. Экзамен по листовой штамповке хорошо выявлял подготовленность студента к инженерной работе по специальности.

Владимир Тимофеевич придавал очень большое значение уровню профессиональной подготовки выпускников - инженеров по специальности «Машины и технология обработки металлов давлением». Он старался создавать такие Учебные планы и Программы спецдисциплин, иметь в штате кафедры таких преподавателей, которые обеспечивали бы подготовку инженеров, способных, придя из Станкина на производст во, сразу решать практические задачи, проявляя глубокие профессиональные знания.

В связи с тем, что экзамены не давали точного представления об уровне подготовки инженера, Владимир Тимофеевич поддерживал связь с «потребителями» выпускников, получая от них отзывы. Эта информация дополнялась «обратной связью» с выпускниками на периоди­ чески проводившихся кафедрой «вечерах-встречах». Он очень заботился о том, чтобы выпускники помнили кафедру - свою Alma Mater , и не порывали с ней связь. Владимир Тимофеевич всегда считал своей главной задачей подготовку широко-образованных, хорошо вла­деющих теорией процессов, высококвалифицированных, культурных специалистов, способных на современном уровне решать инженерные задачи.

Владимир Тимофеевич радовался, когда в составе выпускников обнаруживалась «династия», то есть несколько поколений родственников (например, дед, отец, сын), подготовленных нашей кафедрой. Он считал, что династия не только свидетельствует о популярности Стан­ кина, но и способствует улучшению качества подготовки, и даже попросил знакомого художника нарисовать плакат, рекламирующий «династию».

Владимир Тимофеевич интересовался тем, какие руководящие должности занимают выпускники кафедры, и радовался, когда узнавал, что среди выпускников есть директора, главные инженеры, доценты, доктора наук. К сожалению, он не дожил до назначения - Михаила Ефи­ мовича Фрадкова, выпускника кафедры 1972 года, на самый высокий государственный пост Председателя Совета Министров Российской Федерации.

ФРАДКОВ Михаил Ефимович - выпускник Станкина 1972 года. Окончил по специальности «Машины и технология обработки металлов давлением». Ныне Председатель Совета Министров Российской Федерации.

В прошлом разные методические организации неоднократно формулировали требования к окончившему ВУЗ специалисту, указывая, о чем он должен иметь понятие, что он должен по пройденным предметам знать, что уметь применить в своей инженерной деятельности. Очень хорошо показана ценность уровня знаний в известном «профессорском анекдоте» о П.Л.Капице.

Английская фирма обратилась к П.Л.Капице с просьбой помочь устранить неполадки в новом электродвигателе, который, по мнению специалистов, был правильно изготовлен, но отказывался вращаться по непонятным причинам. Капица внимательно осмотрел двигатель, его чертежи, несколько раз безрезультатно включал, потом попросил дать молоток. Подумав, он ударил по двигателю молотком, и - о чудо! - электродвигатель заработал. За консультацию фирма заранее заплатила Капице 1000 фунтов стерлингов. Руководитель фирмы, увидев, как просто и быстро решена задача, попросил Капицу написать счет так, чтобы было видно, за что уплачены деньги. Капица написал в счете два пункта: 1) за один удар молотком по двигателю - 1 фунт, 2) за то, что умел определить, куда ударить - 999 фунтов. Итого - 1000 фунтов.

Именно во втором пункте счета была выражена оценка уровня знаний П.Л.Капицы, как специалиста. Пока еще не разработана такая методика оценки уровня знаний выпускника вуза, получившего диплом инженера.

Владимир Тимофеевич не любил, когда некомпетентные комиссии проверяли работу кафедры по подготовке инженеров.

Помню, в 1966 году я находился в кабинете профессора В.Т.Мещерина. Вошли четверо мужчин. Они сразу уселись у стола, и один из них заявил - «Мы Комиссия из Райкома. Будем проверять, достаточно ли хорошо вы готовите инженеров». Мещерин насупился, помолчал и спросил - «Что Вам от меня нужно?» Председатель комиссии сказал - «Для выполнения работ нам нужны следующие бумаги: план работы и годовой отчет кафедры за три года, протоколы заседаний кафедры, соцобязательства и акты их проверки, штатное расписание кафедры, справка об итогах защиты дипломных проектов». Мещерин выслушал и спросил - «Больше Вам ничего не требуется?» Ответ был, что ничего не нужно. Мещерин вызвал лаборантку и поручил ей срочно подготовить все требуемые бумаги. - «По этим бумагам товарищи будут проверять, как мы готовим инженеров». - «Все, товарищи? Бумаги будут Вам даны. До свидания». Председатель смутился и сказал, что это возможно еще не все, что потребуется Комиссии. На это Мещерин заявил - «Вы пришли проверять, как кафедра готовит инженеров и первое, что Вам потребовалось, это семь разных бумаг. Я понял, что Вы будете проверять наши бумаги. Меня удивил Ваш подход к решению поставленной перед Вами задачи».

Далее он сказал - «Когда я прихожу в магазин покупать штаны, то я не требую протоколы заседаний и соцобязательства пошивочной фабрики. Я прошу показать мне штаны, беру их в руки и смотрю, как они сшиты, одинакова ли длина штанин, каков материал, как пришиты пуговицы и на основе этого осмотра решаю, хорошие штаны или плохие. Вас же интересуют бумаги. Если бы Вы поинтересовались, как работают наши выпускники, какие на них отзывы, тогда другое дело. У Вас свои методы. Пожалуйста, работайте с бумагами».

Тут комиссия поняла, что попала впросак. Они дали «задний ход». Заявили, что Мещерин их неправильно понял, что бумаги им вообще-то не нужны и т.д. Беседа приняла другой оборот. Они просидели у Мещерина больше часа, пили чай с печеньем. Записали фамилии директоров предприятий, на которые были распределены выпускники, и их телефоны. Уходя, заявили, что после беседы у них сложилось положитель-ное впечатление о работе кафедры. Больше на кафедру комиссия не приходила.

Организуя в Станкине подготовку высококвалифицированных ин­женеров, Владимир Тимофеевич с самого начала поставил задачу, что­бы уровень знаний современного инженера не был ниже, чем подготовленного в вузах передовых зарубежных стран. Для этого он считал не­ обходимым лично познакомиться с тем, как организовано обучение за рубежом, С этой целью он стал выезжать в Германию и Англию, при­ глашать в Станкин зарубежных ученых, а также знакомиться с исполь­ зуемой там учебно-методической литературой. По его приглашению на конференциях, проводимых кафедрой, выступали профессора К.Ланге. И.Кюне и др.

В. Т. Мещерин беседует с иностранными учеными: Л. Кюне (ГДР), К. Ланге (ФРГ).

До шестидесятых годов Владимир Тимофеевич жил в коммунальной квартире, в одном из Арбатских переулков. Неоднократно в разговоре он жаловался на плохую соседку, которую ему послал Бог, и которая доставляла много неприятностей.

На мой вопрос - «Почему Вы считаете, что соседку послал Бог?» Владимир Тимофеевич сказал: - «Вы разве не знаете, что друзей мы выбираем, врагов создаём, а соседей нам посылает Бог'/». Наконец Бог над ним сжалился, и он получил хорошую 2-х комнатную квартиру на Волокаламском шоссе с мусоропроводом на кухне. Владимир Тимофеевич любил живопись. В квартире у него была небольшая, но ценная галерея подлинных картин русских художников.

По характеру был он человеком строгим, но доброжелательным и общительным. Любил русское застолье, но не злоупотреблял спиртными напитками, придерживаясь известной рекомендации поэта, что «пить можно всем, необходимо только, знать где и с кем, за что, когда и сколько». Принимая летом на даче гостей, любил угощать шашлыком, кото­ рый готовил сам в сделанной возле дома жаровне. При этом всегда на­девал на голову, подаренный станкиновским шеф-поваром, белый колпак. В молодости занимался физкультурой и, даже когда ему было за шестьдесят, с разбега прыгал через горящий костер.

В штатах кафедры, как правило, нет должности «секретарь». Его обязанности обычно выполняет старший лаборант. Эту должность занимает женщина. Она выполняет всю работу с текущей и учебной документацией, отвечает на телефонные звонки, следит за порядком в кабинетах кафедры, выдает студентам и аспирантам учебно- методическую документацию. Это первый сотрудник кафедры, к которому обращаются пришедшие извне посетители. Несмотря на небольшую зарплату это сотрудник, который выполняет много технической работы, общается со студентами и многими посетителями. Именно от неё зависит порядок в кабинетах кафедры, в какой-то степени взаимо­отношения между кафедрой и студентами, «повседневная жизнь ка­ федры». Поэтому не только заведующий кафедрой, но и весь коллек­ тив заинтересован в том, чтобы на этой должности был деловой человек с хорошим характером.

Владимир Тимофеевич умел находить таких лаборантов. За время его деятельности на кафедре работали четыре старших лаборантки: Ку­лешова Екатерина Ивановна, Якушева Надежда Васильевна, Рогожина Роза Сергеевна, теперь работает Соколова Светлана Александровна. Деятельность всех их заслуживает положительной оценки. В зна­чительной мере именно они обеспечивают порядок на кафедре, спокой­ ную работу и хорошие взаимоотношения со студентами, один из кото­ рых однажды назвал лаборантку «нашей второй мамой».

Кулешова Е.И., Якушева Н.В., Рогожина Р.С., Соколова С.А.

В июле 1974 года кафедра отметила в Актовом зале института 70- летие Владимира Тимофеевича. Мы долго думали, что ему подарить. Во-первых, он «кузнец», во-вторых, «учитель» и «воспитатель», организатор специальности и кафедры. Неожиданно, нам удалось найти сувенир, который в определенной степени совмещал эти стороны юбиляра. Мы подарили ему бронзовую статую кузнеца, который стоит у наковаль­ни и держит в одной руке молот, а в другой фонарь. Мы назвали этот сувенир «Кузнец, несущий людям свет» и были рады, что наш подарок по­нравился юбиляру и всем, присутствовавшим в зале.

Ректор Станкина, член-корр. АН РАН, Соломенцев Ю.М. в актовом зале поздравляет профессора Мещерина с юбилеем.

Hosted by uCoz